(499) 236-8067
Москва, Ленинский пр-т, д.4
support@libermedia.ru
Комплексные решения для библиотек
Главная / Публикации / Эффективное применение Web-технологий в библиотеке. Подходы и результаты

НазадЭффективное применение Web-технологий в библиотеке. Подходы и результаты

 

World Wide Web – это второе название Интернет, когда говорят о web-технологиях, обычно подразумевают любые технологии, которые обеспечивают использование возможностей Интернет для хранения, передачи и обработки информации. Применение Web-технологий — это передовой подход для создания программного обеспечения, реализации сервисов и услуг, построения систем обработки данных, АБИС и т.д.


Основные применения web-технологий в библиотеках:


·         web-сайты библиотек

·         электронные библиотеки и электронная доставка документов

·         web-ориентированные автоматизированные библиотечные информационные системы  — WEB-АБИС

·         онлайновые электронные каталоги (OPAC)


Применение этих web-технологий в библиотеке позволяет активно участвовать в формировании информационного общества. С помощью этих технологий информационное пространство библиотеки интегрируется в среду организации, вуза и Интернет.


Современные программные средства, построенные с использованием Web-технологий, позволяют поднять качество и скорость предоставления информации читателям:


·         CMS – системы управления сайтом, которые позволяют оперативно управлять web-сайтом библиотеки, делают простым процесс добавления и изменения содержания сайта для предоставления пользователям актуальной информации о деятельности библиотеки;

·         Программы автоматизации электронных библиотек и электронной доставки документов позволяют эффективно управлять электронными ресурсами библиотеки и обеспечить требования закона о защите авторских прав – защиты документов от копирования;

·         WEB-АБИС – упрощают интеграцию библиотеки в среду Интернет, позволяют организовать эффективную работу удаленных филиалов через Интернет и предоставляют гибкие возможности по адаптации автоматизированной системы к специфике библиотеки, обеспечивают требования 152-ФЗ «О персональных данных»;

·         Онлайновые электронные каталоги нового поколения (OPAC) позволяют привлечь дополнительных пользователей из Интернета с помощью поисковых систем Яndex, Google и других, увеличить посещаемость сайта библиотеки и повысить популярность библиотечных услуг, облегчить поиск информации.


Системы управления сайтом.

Системы управления сайтом (Content Management System, далее CMS) получили сейчас широкое распространение. Существуют так называемые «коммерческие» и «бесплатные» CMS. Сейчас эта разница все более нивелируется: и первые, и вторые, как правило, обладают открытым исходным кодом, а стоимость лицензии «коммерческой» CMS может составлять менее 5000 рублей. На практике при выборе платформы нужно оценивать не стоимость лицензии ПО и исходного кода, а стоимость внедрения и владения (т.е. издержки на содержание), возможности развития сайта в будущем.


Выбор бесплатной системы может оказаться даже более затратным путем, чем покупка платного продукта! Это связано со сложностью поддержки сайта в рабочем состоянии, необходимости борьбы сотрудников с ошибками и проблемами выбранной бесплатной CMS, сложностью обновления версии и установки исправлений ядра CMS. В то же время коммерческая CMS обеспечивает простую процедуру обновления всех компонентов, условия использования таких продуктов предусматривают исправление ошибок и разрешение вопросов службой поддержки компании-разработчика.


В коммерческих CMS благодаря высокому качеству исходного кода и стабильности новых версий могут использоваться технологии типа SiteUpdate. Это подсистема автоматического (!) обновления, которая позволяет автоматически скачивать и устанавливать обновления продукта и новые модули. Все необходимые компоненты загружаются с сайта компании-разработчика через веб-интерфейс административного раздела продукта и устанавливаются буквально нажатием одной кнопки. Обновления не затрагивают публичную часть сайта, что полностью исключат потерю данных. Регулярные выпуски обновлений обеспечивают безопасную и надежную работу системы, защиту от хакерских атак.


Если сайт будет создаваться и поддерживаться силами отдела автоматизации вуза или библиотеки, следует учесть затраты на заработную плату сотрудников, потери от того, что сотрудники не выполняют или откладывают выполнение своих постоянных обязанностей для работы над созданием сайта и т.п.


Если сайт создается силами сторонней web-студии, то при выборе CMS следует учитывать следующие статистические данные:


·         44% студий используют свою собственную CMS для разработки сайтов.

·         29% студий используют только сторонние коробочные CMS.

·         27% студий используют свою собственную CMS и сторонние решения.


Использование «своей собственной CMS» web-студией привяжет Вас к ней, и когда потребуется добавить какую либо новую функциональность к уже созданному сайту, web-студия сможет диктовать свои финансовые условия. Или данная фирма может просто закрыться в результате очередного кризиса. Вы, конечно, вправе обратиться к другой web-студии, но будьте готовы к тому, что весь сайт придется переносить на другую CMS, так как с вашей старой новая web-студия, скорее всего, работать не согласиться.


При использовании популярной и широко распространенной коробочной CMS Вы можете заказать сайт одной студии, мелкие доработки проводить самостоятельно, а задачу развития сайта в любое время сможете поручить любой из нескольких тысяч компаний, работающих с данной CMS.


О популярности у разработчиков той или иной CMS можно приблизительно судить по данным опроса:


1. 1С-Битрикс — 65,3%

2. UMI.CMS — 22,5%

3. NetCat —18,1%

4. Drupal — 9,3%

5. Joomla! — 5,4%

9. WordPress — 3,2%


Согласно этим данным, преимущество на стороне коммерческих систем, а «1С-Битрикс: Управление сайтом» в последнее время все более укрепляет свои позиции как стандарта де-факто для серьезных сайтов в рунете. На бесплатных системах можно сделать хорошие сайты, но это требует серьезных затрат при внедрении и содержании сайта, требует содержания большого штата собственных программистов, что под силу крупным вузам, но не библиотекам.


Итак, при разработке сайта следует ориентироваться на коробочную CMS. Будет она коммерческой или бесплатной, но создание сайта, разработка дизайна и структуры так или иначе стоит денег. Можно сократить временные и финансовые и затраты на разработку сайта, если обратиться к студии, которая уже участвовала в создании полностью аналогичных или похожих по тематике сайтов. Наша компания является партнером «1С-Битрикс» и разрабатывает сайты для библиотек на базе этой коммерческой CMS, используя многолетний опыт создания web-систем для библиотек.


Помните, что правильный выбор платформы обеспечивает до 50% успеха проекта «Сайт библиотеки», и от этого выбора зависит удовлетворенность и сотрудников, и пользователей.


Автоматизация электронных библиотек.

Наиболее современным и широко пропагандируемым подходом к созданию ЭБ является создание хранилища электронных документов на базе стандартных средств организации документооборота, т.е. программных платформ, таких как например Xerox DocuShare, EMC Documentum, Microsoft Office SharePoint и т.п., с возможностью доступа пользователей через web-интерфейс удаленно (через Интенет) или в локальной сети. У такого подхода существует ряд плюсов и ряд недостатков:


+        Такие системы специально разработаны для организации документооборота в организациях, реализуют все базовые функции по работе с документами, групповой работы, обеспечивают гибкое управление структурой хранилища, имеют механизмы управления правами пользователей и групп пользователей.

-       Высокая стоимость коммерческих программ организации документооборота, закрытость исходного кода и невозможность самостоятельной доработки продукта.

-       Необходимость адаптации под специфику работы библиотеки, с учетом нужд библиотекарей и читателей, интеграции с АБИС, высокая стоимость и длительность процесса внедрения.

-       Требуется разработка или модификация web-интерфейса для удобства использования в качестве системы электронной библиотеки.


Xerox DocuShare, EMC Documentum, Microsoft Office SharePoint, IBN и другие системы изначально не являются системами управления цифровыми коллекциями, а являются средствами организации коллективной работы, документооборота и планирования задач. Чтобы не переплачивать за ненужные функции, не тратить огромные ресурсы на то, чтобы сделать из этих монстров документооборота (средняя стоимость проектов на этих системах порядка 25 млн. рублей) систему электронной библиотеки, следует выбирать специализированные решения.


В случае установки такого специализированного ПО библиотека «из коробки» получает готовое решение, которое учитывает специфические особенности библиотечных процессов, требования и нужды библиотекарей и читателей. Работа читателей и сотрудников ведется через web-интерфейс с помощью любого браузера. Также такое ПО должно учитывать требования Федерального Закона о защите авторских прав. Этим условиям соответствует программное решение для создания электронных библиотек  — «Либэр. Электронная библиотека» с модулем защиты от копирования SecView, которое подробно было рассмотрено в докладе на конференции «Крым 2009».


Специализированные программные решения имеют все преимущества стандартных систем документооборота и позволяют в кратчайшие сроки (от двух недель) создать полноценный web-ресурс электронной коллекции с возможностями полнотекстового поиска и развитыми возможностями навигации.


WEB-АБИС и современные OPAC.

WEB-АБИС – это построенные полностью на web-технологиях автоматизированные библиотечные информационные системы новейшего поколения. Их функционал полностью аналогичен современным АБИС, но работа с системой и читателей, и библиотекарей ведется полностью через web-интерфейс с помощью программы web-браузера Internet Explorer или аналогичного. В WEB-АБИС может существовать деление на читательский интерфейс, OPAC, без функций редактирования информации в базе данных АБИС, и интерфейс сотрудника библиотеки. Последний, как правило, является интегрированным интерфейсом, в котором реализованы все библиотечные функции (комплектование, каталогизацию, работу с читателями, выдачу-вощврат, и т.д.). Понятие АРМов в WEB-АБИС отсутствует, а функции, доступные пользователю, определяются настроенными в системе разрешениями. Система лицензирования таких систем обычно предполагает наличие лицензии на неограниченное количество рабочих мест за приемлемую стоимость (менее 1 млн. рублей).


Использование WEB-АБИС снижает затраты на администрирование системы, т.к. при использовании технологии «тонкий клиент» не требуется установка специального программного обеспечения на рабочем месте, обеспечивается простота подключения новых рабочих мест (достаточно ввести URL системы в браузере), а все работы по обновлению программы необходимо проводить только на сервере.


WEB-АБИС имеют простой, современный, удобный интерфейс, обеспечивают единую логику работы и единый интерфейс всех компонентов программы, имеют развитые средства проверки корректности вводимых данных и сообщений об ошибках. Также они обеспечивают многоязычный интерфейс и поддержку кодировки Unicode (UTF-8) для ввода и хранения информации на любом языке, в том числе с использованием математических символов, диакритических знаков, греческих символов и т.д.


WEB-АБИС, как правило, имеют открытый исходный код и допускают гибкую адаптацию под особенности конкретной библиотеки силами разработчиков системы или программистов в библиотеке.


On-line каталог (читателя) OPAC в WEB-АБИС позволяет привести его внешний вид к дизайну сайта библиотеки. Такие каталоги оптимизированы для работы с поисковыми системами, и могут обеспечивать до 3000 уникальных посетителей с Яндекс и Google, что важно для публичных библиотек.


Наиболее развитой системой WEB-АБИС в нашей стране является Absotheque Unicode, которая имеет более чем 10 летнюю историю развития, работает как в нашей стране, так и в странах СНГ и Европейском Союзе. Среди других систем, наиболее распространенных в мире, можно выделить Greenstone, Koha и другие.


WEB-АБИС и закон о защите персональных данных

Библиотеки как операторы персональных данных должны обеспечить с 01.01.2010 требования Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г N 152-ФЗ «О персональных данных». WEB-АБИС (например, Absotheque Unicode) обеспечивают в полной мере требования этого закона. Это обеспечивается:


1)                   Использованием сертифицированной ФСТЭК подсистемы хранения персональных данных (например, СУБД Microsoft SQL Server) и сертифицированных методов шифрования используемых СУБД.

2)                   Использованием сертифицированных ФСТЭК средств шифрования каналов данных (работа по протоколу HTTPS).


Персональные данные должны быть удалены из информационных систем, не прошедших сертификацию, в начале 2010 года.